4 июля 2006

Кто пойдет за Клинских?

[Юра Хой]Группа "Сектор газа" несколько раз приезжала в Зеленоград. Последний концерт известной группы состоялся в нашем городе в 2000 году, за два месяца до смерти ее лидера Юрия Клинских. Прошло ровно шесть лет с того дня. Памяти этого самобытного музыканта, несомненно оставившего свой след в современной российской музыкальной культуре, и посвящена статья зеленоградского автора, которую мы размещаем ниже...

...Шесть лет назад, 4 июля 2000 года, в городе Воронеже, в одном из домов по Барнаульской улице, на 36 году жизни тихо скончался Юрий Николаевич Клинских, более известный как Юра “Хой”, музыкант, лидер популярной в девяностых годах, прошлого века группы “Сектор Газа”, которая еще при жизни своего главного харизматического “жлоб-рокера” - как его часто и не всегда безосновательно называли СМИ , успела прочно занять свое место на постсоветском пространстве. Десятки тысяч поклонников простой и незатейливой Музычки со скабрезно-пошловатыми стишками осиротели в одночасье… Но, все по порядку.

Феноменом того неспокойного времени стало то, что в некогда одной из самых читающих и образованных стран в мире, хит-парады заполнили низкопробные поп-шлягеры - однодневки на актуальные для того времени темы, ранее запрещенные под любым предлогом. Например, проблема отсутствия секса в той, перестроечной еще и наивной нашей Родине, была абсолютно случайно обнаружена всего лишь 16 февраля 1986 года на телемосте Ленинград - Сиэтл одной из бдительных домохозяек. До этого, сами понимаете, мы размножались какими-то другими экзотическими способами вроде почкования.

Рок-н-ролльный андеграунд, тогда еще бодрый и креативный, суетливо ринулся доставать из загашников свои “нетленки”, чтобы поскорей придать им мало-мальски официальный статус, пока “политическая погода” в очередной раз не переменится. В этот мутный поток “перестройки”, на ядовито-желтой волне разоблачений и компромата, незаметно, но очень удачно, вписываются совсем аполитичные исполнители. C одной стороны, их никаким боком нельзя было приравнять к поп-исполнителям (видимо, не позволяла совесть “уравнителей”), с другой стороны, и “рокеры” их тоже не признавали за своих… Появился даже термин “срамной рок”. К нему в разные времена приравнивали Александра “Лаэртского” Уварова, коллектив под веселеньким, но совсем нецензурным названием Х.Забей и даже одиозную московскую металл-банду “Коррозия металла”. Позже к этому списку присоединилась и ялтинская “Красная Плесень”.

Все вышеперечисленные любительские новообразования музыкальными, конечно, являлись исключительно номинально, ибо среди них профессионально никто музыкой не занимался. “ХЗ”, Александр Лаэртский и частично “Красная Плесень” пытались “окультуривать” образно выражаясь, свой музыкально-поэтический контент. Совсем в другом ключе работали металлообразная “Коррозия Металла” и жлоб-роковый “Сектор Газа”.

Немного современной терминологии: “Жлоб - это человек, у которого в силу воспитания и личных особенностей отсутствуют иные мотивы в поступках, нежели самые примитивные и низменные. Он также не в состоянии предположить наличие иных мотивов у других людей”

[Юра Хой]Самое забавное, что есть популярная, расхожая байка о том, что словарь Даля трактует это слово как “Житель воронежской губернии”. Я попытался найти хоть какое-то упоминание о происхождении этого слова у Даля, но так и не нашел… Поэтому пусть это так и останется красивой легендой, тем более что многие жители Воронежа в нее верят… Но мы отвлеклись, продолжаем…

Для той прослойки маргинальной рабочей молодежи из провинциальной глубинки, для которой КМ была все-таки тяжеловатой группой, хоть и близкой по брутальному духу, а ХЗ, А. Лаэртский не совсем понятны из-за своих постоянных московских “тележных” аллюзий на тему известных исторических персонажей, “Сектор Газа” стала, что называется, своей в “доску”. Простые до неприличия тексты, неприличия во всех смыслах. Узнаваемая и простая музыка, скорей даже не музыка, а некий коллаж из популярных композиций отечественных и зарубежных групп и исполнителей. Весь этот винегрет из густо замешанной на всякой мистической чуши в формате голливудских фильмов-страшилок класса b, попав на благодатную почву, дал свои ощутимые плоды, в виде народной популярности, небольшого, но стабильного заработка. (Как не странно, больших денег, Юра Клинских на этом деле так и не успел заработать - это подтверждают все…)

Перед нами необычная судьба обычного паренька, где никаких конечно метафизических “помощников” не было и не могло быть по определению. Вполне закономерный, логичный путь… Ничем не примечательное дворовое детство, Школа, Армия, Милиция (после демобилизации Юра успел поработать 3 года в ДПС). Семья, дети - все как у всех. Потом резкий подъем на перестроечном цунами, первые концерты, пластинки, пик популярности, который пришелся на середину-конец девяностых. Гастроли по всему бывшему Союзу. Турне по Германии. Новая гражданская жена, постоянные метания между двумя любимыми женщинами. Вместо травки и алкоголя, приходят тяжелые наркотики… Потом спад интереса к группе, депрессия, много наркотиков, и смерть.

Нет - это не эпитафия и не крокодиловы слезы по рано ушедшему человеку, здесь не может быть ничего подобного. “Каждый придумывает свою смерть сам”, если перефразировать известного вязателя ассоциаций и почетного буддиста всея Руси Б.Гребенщикова. Все очень просто - сцена отравляет всякого, кто на нее хоть раз попадает, и “соскочить” с нее некоторым не удается даже после смерти…

Представим на минуту, что судьба Юры Клинских повернулась бы в другую сторону. Никак не связавшись с музыкой. На выходе мы скорее всего получили бы веселого балагура, любящего отца, любвеобильного мужчину, который не прочь залить за воротник по праздникам и прекрасно сохранившимся в свои 60-70-80 лет старичком в окружении детей и внуков… Но история не знает сослагательного наклонения. Как не парадоксально, но за эти вот уже шесть лет со дня смерти Юры Хоя, на околомузыкальном Олимпе до сих пор не появилось что-либо равнозначного, хоть и узкоспециализированного, как СГ. Ленинград - это совсем из другой оперы, если кто-то из невнимательных читателей до сих пор не понял о чем идет речь.

Есть поговорка: “свято место пусто не бывает”. Но может то, что это место до сих пор никем не занято, означает, что не так уж оно и свято? В смысле, нагрешил покойник изрядно при жизни, чего уж там душой кривить…

С другой стороны: Евангелие от Иоанна, глава 6 стих 7: "Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень".

Итак, вопрос до сих пор остается открытым: КТО ПОЙДЕТ ЗА КЛИНСКИХ?

Вечно ваш Андрей Битлов
mnepochemuto@pisem.net


На фото: фотографии с концерта 15.04.2000 в Москве в к/т Космос... два с половиной месяца до смерти Юры...

Зеленоград-Online, городской Интернет-журнал
04-07-2006

Говорит Хой: Прямая речь Юрия Клинских Скачать книгу
"Говорит Хой: Прямая речь Юрия Клинских" , ноябрь 2015,
в формате PDF, размер 3.3 Мб>>>
Существует заблуждение, что Ю.Хой основал некий стиль "колхозный панк" - это бред:

«Да просто прицепились с этим названием, просто сделал песню, да и всё. Ну есть песня «Сифон». В смысле, «сифон-рок», что ли, можно назвать?!»(28.05.1997,г.Минск,«Карамболь»,БТ)

Фанатская символика "Сектор газа": кружки, кепки, футболки >>>

Ваш комментарий: 
 
Почта: 
Введите цифры на картинке(внизу):
Защита от спаммеров
  
Unable to connect to database