УРОКИ ЮРОДСТВА- УКОР ПАНКА

ОПУБЛИКОВАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ С.А.БЕЛОРУСОВА

В ГАЗЕТЕ "ПРАВОСЛАВНОЕ СЛОВО" /Нижегородская Епархия/

"Неопатристический синтез", к которому призывает о.Г.Флоровскийпредусматривает возвращение к творчеству Святых Отцов. Ихнепреходящая ценность в том, что они переосмысляют Благую Вестьприменительно к особенностям своей эпохи. От их молитвенноговнимания не ускользает ни одно явление повседневной им реальности.Любой факт - от государственного устройства до посещенияхристианами конных ристалищ - получает четкую духовную оценку. Онии своим образом жизни и своими наставлениями являют лучший примертого, как можно быть христианином пять веков спустя после Христа,когда изменилось многое, в первую очередь то, став государственнойрелигией, из гонимого христианство получает статус обязательного иэто обуславливает появление христиан "не по призванию, а поназванию". Если в монашеской среде возможно прямое подражаниепервохристианам, то в городе развивается новый тип духовности.Изменяется буква, но дух остается тем же.

Церковь - Тело Христово - живет в истории. История это диалог Богас цивилизацией. История всегда стремится к концу. На наших глазахразворачивается драматическая картина ускорения истории. Темпизменений опережает предсказания. Отсюда, признавая полностьюизменившиеся условия жизни, необходимость создания "здоровогожизненного богословия"(о.Г.Флоровский), отражающего ипреображающего эти условия.

Жизненное богословие... Это значит духовное осмысление изменившихсяусловий жизни. Это значит ответ на новые запросы общества.

Взглянем, где мы. Кажется у нас (православных) развивается"комплекс старшего брата" из притчи о блудном сыне. Мы считаем себяпреемниками Святой Руси. Мы гоним возвращающихся из мрака безбожия. Мыосуждаем мятущихся. Мы проклинаем тех, кто в глубине отчаяния,кто еще питается свиными рожками.

Не так? Посмотрим...

"Пасха - а - а, я достану из серванта банкус самогоном на три
литра; Пасха - а - а, я покрашу яйца, хотьих в брюках и не видно".

Из того, что поет человек можно безошибочно догадаться о егосостоянии. Группа "Сектор Газа" находитсяна устойчивом плаву добрый десяток лет. Все больные темы, о которых говорят или думают,получили своеобразное освещение в творчестве этой группы. Людипокупали кассеты, значит хотели это услышать. Характернойособенностью стиля группы является "стеб" - то есть безотказныйприем эпатажа, демонстративного нарушения общественных приличий.Хотя использование мата и не является редкостью в современныхпроизведениях искусства, "Сектор Газа"является застрельщиком и рекордсменом ненормированной лексической коммуникации.

Песня "Пасха" с диска "Колхозныйпанк" (1994) единственная,отражающая религиозную тематику в творчестве группы. В ней нетбрани, но шаржированно приблатненный стиль остается узнаваемым.Перезвон церковных колоколов переходит в жесткий гитарныйритмический рисунок, на фоне которого разухабистый голоснадрывается:

"Пасха -а -а, сяду я в свою машину марки "орленок",Пасха -а, -а,
память всех родных я чтить привык с пеленок."

Гнусная, мерзкая, хульная песня. Слушая, испытываешь брезгливость.Впрочем именно к этому и стремится группа, но важно другое. Нельзяотказать автору (Ю.Хой) в умении уловитьнастроение, или, какпринято говорить, менталитет. Скупым штрихом высвеченобеспросветное убожество, плоскостной пошлый юмор, обозленность.Воскресение Христово для героя песни лишь повод для вскрытия банкис самогоном. И после этого он отправляется на кладбище:

"Выйду с самогоном весной на цветущий погост.В память всех родных произнесу я тост. Пусть волком смотрит на меня в умотинупьяный
жандарм. Я родным своим поставлю, а ему играмма не дам".

Единственная светлая деталь - цветущий погост. В этом можноусмотреть известную символичность. Для очень многих церковнаядуховность исчерпывается обязательством по отношению к мертвым.Люди приходят в храм не молиться, а поставить свечку или написатьзаписку о поминании. Так вот стоит ли "на зеркало пенять, коли рожакрива"? И не может ли "стеб" группы оказаться полезным, хотя бы восознании степени нашего падения, подобно тому, как издавнаюродивые обличали заносчивых? Может быть панк - это промыслительная форма юродства нашего времени?

Среди благочестивых православных распространено мнение о том, чтовся рок-культура - порождение дьявола. А даже если и так, ведь "ибесы верют и трепещут"(Иак.2:19). А мы не веруем и не трепещем, мыкоснеем в безрадостном зле и пьем на могилах своих мертвых. Хужебесов, а еще осуждаем и надмеваемся. Не из воздуха берутся такиепесни, не по наущению дьявола. Из "нашего родного, исконного". Какне вспомнить лесковское "Русь была крещена, но не просвещена".

А что до дьявола... В мудрой книге "Беседы старого священника"о.Константин советует "обходиться с дьяволом корректно". Не следуетего дразнить. Ему ничем так не угодишь, как само-превозношением,пусть даже осуждая громко все силы зла. А еще древние говорили -"Дьявол - обезьяна Бога". взглянем издали на ужимки и извлечем урок- как рано нам считать себя полпредами Святой Руси.
 
С.А.БЕЛОРУСОВ
 
© ЕПИФАНИЯ
© Sektor Gaza WWW